Главная | Регистрация | Вход | RSSПонедельник, 16.07.2018, 05:29

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

Меню сайта
Категории раздела
Информация о школе [1]
Школьные новости [89]
Я выбираю жизнь!
Форма входа

Методические рекомендации по профилактике суицида


Рекомендации по ориентации


образовательной деятельности на профилактику суицидов.


 Тема суицидального поведения (склонности к самоубийству), считается наименее изученной. Тем не менее, проблема не только остается, но еще более усиливается, особенно в период сложных социально-экономических и политических переломов в жизни общества. Сейчас говорят о подростковом пике самоубийств, особенно в последние годы.


Никогда нельзя полностью оправдать человека, решившегося на самоубийство. И, тем не менее, никто не имеет права считать его психически ненормальным или отвернуться в трудную для него минуту. Ему, оказавшемуся у края пропасти, как никогда необходима помощь друзей и близких.


Что может послужить поводом для суицидного акта? Конфликт-столкновение, в котором подросток наиболее остро почувствовал свою незащищенность, испытал тягостное состояние унижения своей личности; глубокого разочарования в людях, в жизни; предательство и измена; тяжелая семейная обстановка, распад семьи, уход одного из родителей; конфликтные отношения с учителями, с коллективом сверстников; неразделенная любовь и комплекс собственной неполноценности; чувство одиночества или чрезмерной вины; отсутствие ситуации успеха в наиболее значимых видах деятельности; употребление спиртных напитков, токсических препаратов, наркотиков; ощущение никчемности собственной жизни или страх перед будущим – далеко не полный список проблем, с которыми сталкивается большинство из нас, но для кого-то они становятся неразрешимыми. Эти причины не равнозначны. Часть из них можно считать непосредственно действующими, другие – предрасполагающими, они сами по себе не толкают подростка на самоубийство, но действуют лишь в каких-то сочетаниях между собой и срабатывают при наличии конкретных «пусковых механизмов». Оказавшись один на один с собственным отчаянием, ребенок или подросток оказывается окончательно сломленным.


Особенности детских и подростковых суицидов состоят в первую очередь в своеобразии трактовки смерти ребенком. Формирование понятия смерти в детстве
проходит  несколько  этапов.   Маленький  ребенок не имеет представления о смерти. По мере роста появляется знание смерти и ее атрибутики (гроб, похороны),
но ребенок не соотносит это со своей жизнью и жизнью своих близких, представление о необратимости смерти не сформировано. Она понимается как длительное отсутствие или иное существование. Для ребенка возможно представление о втором рождении в этой же ситуации. Он признает возможность двойного бытия: считаться и быть умершим для окружающих и в то же время видеть свои похороны, отчаяние родителей, раскаяние обидчиков и т.д.


Отсутствие страха смерти — отличительная черта психологии детей. Поэтому к ним не подходит определение суицида как намеренного лишения себя жизни. Это скорее диалог с окружающими, стремление наказать их за обиду, доказать свою значимость. Частыми мотивами суицида у детей являются желания избежать наказания или позора. Пример. Вова, 11 лет, ученик 5 класса. В школе учительница пригрозила рассказать родителям о его неуспехах. Когда родители ушли на родительское собрание в школу, высказав ему свои угрозы перед уходом, мальчик повесился.


Иногда для взрослых непонятны и кажутся незначительными поводы самоубийства ребенка. Вот пример из газеты: «В четверг на Бескудниковском бульваре совершил самоубийство 15-летний школьник, ученик 11 класса. Свести счеты с жизнью подростка подтолкнули неприятности в учебе. Получив по английскому языку и химии за год невысокие отметки, мальчик пришел домой, закрылся в ванной и повесился на ремне от школьной формы. Когда его обнаружили родители, было уже слишком поздно».


Сознание собственной правоты и непогрешимости делает взрослых поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, взрослые произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок. Взрослым следует помнить: если скандал с подростком уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.


Детское неумение предвидеть последствия своих поступков, найти выход из сложившейся обстановки, максимализм в суждениях, отсутствие жизненного опыта
создают ощущение безысходности, одиночества, покинутости. Незначительный конфликт становится суицидальным. В связи с тем, что дети не осознают в полной мере истинных последствий своих  суицидальных действий и не способны реально оценить смертельную опасность применяемых ими средств (глотание таблеток, удушение и др.), попытки самоубийства детей часто приводят к смерти. Поэтому необходимо каждое, покушение ребенка или подростка на самоубийство считать истинным, даже при отсутствии очевидных побуждений для лишения себя жизни, принимать серьезные меры для его дальнейшей реабилитации.


В подростковом возрасте особенности суицида определяются психологическими особенностями периода полового созревания. Интерес к противоположному полу создает; частые мотивы самоубийства, такие, как крушение любовных отношений, разочарование, отсутствие ответного чувства, обиды. Подросткам характерны углубленные размышления на темы жизни и смерти, при этом, они «отделяют» от своей личности понятие смерти, и иногда манипулируют покушением на самоубийство, с тем, чтобы познать ее сущность.


Многими авторами такое поведение считается нормальным этапом развития. Свойственные подросткам завышенная самооценка, эгоцентризм создают почву для разнообразных конфликтов с окружающими. Отклонения в поведении как проявление депрессии и «патологического» полового созревания вызывают ответные реакции окружающих. Подросток становится объектом осуждения, угроз, принятия строгих мер, что создает дополнительную травматизацию и суицидальную опасность. После совершения суицида у подростка возникает сложная картина психологических нарушений: чувство стыда, раскаяния, вины, страха смерти. Все это усугубляется физическим страданием и низкой энергетикой после перенесенного воздействия. Напряжение, связанное со стремлением уйти из жизни, на время ослабевает. В случае неизменности конфликтной ситуации, продолжающейся травматизации, нелеченности депрессии и других болезней, остается вероятность повторения суицидальных попыток.


Совершенно очевидно, что суицидальные намерения школьников - наименее доступная для педагогического контроля и вмешательства сфера психологической жизни подростков. Решать эту проблему можно лишь с помощью целого комплекса социальных, психологических, педагогических и медицинских мер.


Смысл педагогической стратегии состоит прежде всего в том, чтобы с ранних лет внушить детям идею бесценности человеческой жизни, заботы о ее охране, об умении видеть в своей собственной жизни «Божий дар». Здесь уместно сотрудничество и с церковью, ссылки на религиозные учения, резко осуждающие добровольный уход человека из жизни. По канонам христианской
религии самоубийцы считались людьми, совершившими страшный грех, недостойными даже того, чтобы быть похороненными на общем кладбище со всеми обрядами. Приглашение священников в школы для проповедей на подобные темы следует рассматривать не только с идеологической, но и с нравственно-психологической, медико-психиатрической точек зрения. Обращение молодежи к обрядам христианства может быть использовано (с соблюдением всех норм педагогического и человеческого такта!) для воспитания взгляда на себя как на уникальное творение природы (пускай это будет Бог!), которое только природа и может взять к себе, но не сам человек. Все это вписывается в нормы не только религиозной, но и современной общечеловеческой, идеологической морали нашего общества.


Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом
нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.


Словесные признаки. Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:


  1. Прямо и явно говорить о смерти: «Я собираюсь покончить с собой»;
    «Я не могу так дальше жить».

  2. Косвенно намекать о своем намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой»; «Тебе больше не придется обо мне волноваться».


  1. Много шутить на тему самоубийства.

  2. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.


Поведенческие признаки.


  1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.

  2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: в еде — есть слишком мало или слишком много; во сне — спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде — стать неряшливым; в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; замкнуться от семьи и друзей; быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

  3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.


Ситуационные признаки. Человек может решиться на самоубийство, если:


  1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга),
    чувствует себя отверженным.

  2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм, личная или семейная
    проблема).


  1. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.

  2. Предпринимал раньше попытки суицида.

  3. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось
    кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.

  4. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

  5. Слишком критически настроен по отношению к себе.

    Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие рекомендации помогут изменить ситуацию.

    1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство ребенка или подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.


  1. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

  2. Оцените глубину эмоционального кризиса. Ребенок может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

  3. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и
    жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать
    волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии
    глубокой депрессии.

  4. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто ребенок бывает рад
    возможности открыто высказать свои проблемы.

    Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:


  •  Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

  •  Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

  •  Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска. Чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления.)

    Утверждения ребенка о том, что кризис уже миновал, не должны ввести Вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв Вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить ребенка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

     


На настроения, переживаемые человеком близким к самоубийству, трудно найти однозначную реакцию. Но ему может помочь, если он сможет поговорить с кем-то, кто его будет по-настоящему слушать. Хорошо, если такой человек оказался рядом!


А если нет? Поэтому одной из задач педагога является информирование школьников о службах, которые помогут каждому, кто, находясь в состоянии стресса или депрессии, захочет, поделиться своими проблемами.


Это в первую очередь: психологи ЦПМСС,


специалисты телефонной службы доверия и


Центра социально-психологической помощи.


 


 


Литература:


  1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология.— М.,1999.

  2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Уч.пос.для пед.уч.заведений. – М.,2000


3.   Бердяев Н. О самоубийстве. — М., 1992.


4.   Вроно Е. Несчастливые дети



 трудные родители. - М., 1997.


5.   Игумнов С.И. Клиническая психотерапия детей и подростков. — Мн., 1999.


6.   Дюркгейм Э. Самоубийство. — СПб., 1998.


7.   Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. — М., 2000.


  1.   Снайдер Ди. Курс выживания для подростков. — М., 1995.

  2.   Ж. Воспитание школьников - №1,2002, с. 31


Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018